Мозаичные панно, город Ангарск.

Ангарск традиционно разделяют на три территории: центр, квартал и микрорайоны.

 

Строительство центральной части города ( "квартальские" её так и называют "город") было начато в 1945 году. Первые землянки строителей располагались на территории современного 18 квартала.

 

История "квартала" неразрывно связана с судьбою Ангарского электролизного химического комбината. Активное строительство которого началось в 1954 году, а первое производство запущено в октябре 1957 года.

 

Центром "города" является площадь Ленина, а центром квартала – улица Социалистическая и площадь перед ДК "Современник". 

 

В советское время в Ангарске проводили  две первомайские демонстрации, устраивали  две городские ёлки, две масленицы – в общем, все праздники проходили в двойном размере.

 

Строительство микрорайонов началось в 70 – 80-е годы, они представляют собой районы, застроенные  серыми, ничем не примечательными панельными коробками.

 

В далёкие 50-е годы никто и не предполагал, что два производственных посёлка сольются и образуют один большой социалистический город Ангарск. Правда,  с центром города до сих пор нет определенности. Ангарск так и остаётся городом с двумя центрами, которые географически расположены на периферии города. Вот такой градостроительный казус.

 

Эта статья посвящена центральной части "квартала" - улице Социалистической, а точнее мозаичным панно, которые расположены на торцах домов этой части города Ангарска.

 

В конце 60-х годов первому директору АЭХК Виктору Федоровичу Новокшенову пришла в голову мысль украсить торцы жилых домов центральной части «квартала» картинами. Он предполагал, что картины будут нарисованы масляными красками или гуашью. Такую задачу он поставил перед группой молодых художников, в состав которой входили: Николай Терехов, Николай Горохов, Константин Воеводин. Однако художественную группу смущала недолговечность подобных картин.

Волею случая, Николай Терехов, находясь в командировке в Москве, знакомится с художником – монументалистом Клавдией Александровне Тутеволь.

Клавдия Александровна выпускница Иркутского областного художественного училища изобразительных искусств.  Её дипломной работой был горельеф на здании в городе Иркутске, современный адрес ул. Канадзавы, дом 3. Эта работа получила высокую оценку от московских специалистов, и она была приглашена для продолжения образования в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Именно Тутеволь принадлежала идея выполнить картины на торцах домов в технике мозаики. 

Одна из первых мозаик. Посвящена миру, труду и счастью.

Одна из первых мозаичных картин. Расположена по адресу 188 квартал, дом 6. Композиция на тему мира, труда и счастья. Девушка в белом на переднем плане олицетворяет собой мирную жизнь. Автор Николай Терехов.

Первые мозаики появились на улице Социалистической, на домах которые своими торцами смотрят на стадион "Ермак" и бывший ресторан "Баргузин". Обе картины выполнены в духе соцреализма, а точнее посвящены романтике социализма. На рисунке слева композиция на тему труда, счастьяи и мирной жизни. Женщина в белом платье имеет реального прототипа. Автор мозаики, Николай Терехов, упоминал, что её звали Марией. Кроме имени, о ней больше ничего не известно.   

Одна из первых мозаик Ангарска.

Одна из первых мозаичных картин Расположена на доме по адресу 182 квартал, дом 8. Композиция на тему труда.Выполнена в дуухе романтики социализма. Автор Николай Терехов.

В создании первых мозаик были использованы Байкальские камни. Примечательно, что ни один камень не был отшлифован или покрашен. Кроме камней использовались различные строительные отходы: битая керамическая плитка и кирпичи, арматура, галька, щебень, осколки цветного стекла. Условия работы мастеров были подстать материалам – работали прямо под открытым небом. Подобранные по цвету материалы просто выкладывались на рисунок и заливались бетоном. Внутрь такого мозаичного фрагмента устанавливалась арматура, а затем он крепился к стене дома. Естественно, что вся работа велась методом проб и ошибок. Были ошибки и промахи, которые обнаруживались уже только в готовом произведении, а исправить их уже было невозможно.   

Мозаичное панно "Пролетариат"

Мозаичное панно "Пролетариат". автор - В. Н. Федоришин. Мозаика создана в 1970 году. Расположена на торце дома по адресу: 182 квартал, дом 14. Для того, чтобы создать лицо Ленина были использованы осколки керамической плитки десяти разных цветов и оттенков.

Портрет И. В. Курчатова.

Портрет И. В. Курчатова. Автор Николай Горохов. Расположен по адресу: 182 квартал, дом 12. Трехметровый портрет выполнен в технике рельефной выколотки в алюминии. 

Тажеранские степи.

"Революция". Автор Николай Горохов. Эту картину также называют "Ангарской Марсельезой". Прототипом женщины стала жена автора - Лидия. Панно создано в 1970 году.

Ракета идущая по Ангаре.

"Ракета" идущая по Ангаре. 

Байкал.

Мозаичное панно "Байкал". автор Константин Воеводин. 1975 год.

 

Ленин.

Мозаичное панно "Ленин"

Торжество Социализма.
Мозаика Ангарск.

Мозаичное панно, посвященные мирному освоению космоса. Автор Константин Воеводин.

 

Ленин.
Байкал.

Мозаичное панно "Байкал".